Дизайн детской комнаты Прайс Наши работы
Детская комната должна отвечать общим требованиям — быть светлой, хорошо проветриваемой с достаточным временем инсоляции.
Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы.
Выделяются следующие возрастные группы:
Ø младенчество (от рождения до одного года);
Ø раннее детство (1-3 года);
Ø дошкольная возрастная группа (3-6 лет);
Ø младший школьный возраст (6-10 лет);
Ø подростковый возраст (10-15 лет);
Ø далее — взрослые дети.
Установлено, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между детьми и взрослыми и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность.
Так, в младенчестве ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется игре как ведущей деятельности. В соответствии с этим изменяется набор мебели для оборудования интерьера детской комнаты или уголка.
В зависимости от обстоятельств необходимо выделить для ребенка детскую комнату или детский уголок в спальне либо в общей комнате. В любом случае это пространство должно быть персональным, "своим "для ребенка.
В детской комнате могут быть размещены малогабаритные стационарные спортивные снаряды для детей младшего школьного возраста — "шведская стенка", турник, который может крепиться к дверной коробке, бегущая дорожка, другие тренажеры.
Клетка с птицами, аквариум оживят детскую. Детские вещи могут храниться в общем шкафу, но в детской комнате должен быть персональный шкаф для ребенка. Штанга для плечиков должна быть на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог самостоятельно вешать и снимать одежду. По мере роста ее необходимо переставлять по высоте, полки и ящики в шкафу должны быть выдвижные. Отсеки шкафа ограничиваются — для одежды, книг, игрушек и отличаются глубиной и размерами.
Если в семье двое детей, рекомендуются складывающаяся мебель, например. кровати, убирающиеся на день (одна из них может задвигаться под другую). Могут быть использованы откидные кровати, встроенные в плоский пристенный шкаф, но это не всегда. Можно использовать двухъярусные кровати. Ля безопасности в кровати верхнего яруса надстраиваются бортики-перила.
Если в семье разнополые дети, их спальные места предпочтительно располагать в разных комнатах, а для занятий и игр использовать одну комнату или уголок. Большую комнату можно перегородить стенкой, составленной из секционной мебели и таким образом разделить ее на два помещения. Одна часть шкафов и полок повернута в одну часть комнаты, другая — во вторую.
При оборудовании подростковой комнаты следует принимать во внимание характерные факторы этого возраста — физическое здоровье, динамизм, приверженность к свободе и пр.
Подвижный образ жизни детей требует выделения максимально свободного пространства. Для этой цели подходит трансформируемая мебель.
Оборудование комнаты для взрослых детей составляет кровать или кровати, шкаф-гардероб, письменный стол, полки с книгами, музыкальный центр, видеомагнитофон, компьютер и т. д.
В оборудование комнаты могут быть добавлены (к примеру, для студентов) кульман или станок с чертежной доской или мольберт. Также необходимо предусмотреть дополнительное спальное место — для друзей или гостей.
Некоторые советы по дизайну детской комнатыИнтерьер детской комнаты играет поистине огромную роль в развитии личности ребенка. От того, насколько удобно, комфортно и приятно находиться в ней зачастую зависит его желание учиться, интерес к жизни, развитие различных навыков и талантов. Детская комната играет в жизни ребенка ту же роль, что и вся квартира в жизни взрослого. Она служит ему одновременно и спальней, и гостиной, и игровой, а для детей школьного возраста, еще и местом для учебы. Такая комната должна сочетать в себе наилучшие условия для сна, учебы, отдыха и игр.
Для того чтобы детская обладала всеми этими качествами, дизайнеры применяют метод зонирования (разделения комнаты на функциональные зоны). Как правило, данное помещение делится на учебную, игровую части, а также зону отдыха.
Учитывая то, что многие дети любят лазить по лестницам, а также мечтают смотреть на окружающий мир "с высоты" (в прямом и переносном смысле), прекрасным вариантом решения зоны отдыха была бы двухъярусная кровать. При этом освобождается дополнительное место, где можно разместить письменный стол или игровую зону. Кроме того, в детской комнате желательно установить небольшой спортивный комплекс.
Последнее время в дизайне детских комнат все шире применяется методика так называемого подиумного деления. При этой методике, детская разделяется на 2 части, в одной из которых устанавливается подиум высотой около 60 см. С одной стороны на подиум ведут ступеньки, а с другой остается открытое пространство, где устанавливается кровать, которая после сна свободно задвигается под подиум, освобождая место для игровой зоны. На самом подиуме, как правило, располагается учебное место ребенка, а именно стол, тумбочки, полки на стенах, небольшой книжный шкаф. Такая методика снискала себе большую популярность благодаря очень рациональному использованию пространства.
Однако следует помнить, что при любом из вариантов устройства детской комнаты функциональные зоны должны учитывать анатомическое строение тела ребенка. Ведь детская мебель значительно отличается от обычной не только своими размерами, но и пропорциями. Предметы в детской должны иметь простую форму и крупные детали. В комнате ребенка не должно быть острых углов и выступающих деталей, все поверхности должны быть гладкими.
Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет выбор освещения. Выбирая источники света, необходимо помнить, что световой спектр, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет более мягкий и спокойный для восприятия, а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение комнаты. При подборе того или иного типа освещения нужно учесть, что света с одной стороны должно быть достаточно для занятий учебой и рисованием, а с другой стороны он не должен быть резким и раздражающим.
Большое значение для создания уюта и комфорта в детской комнате имеет выбор цветового решения. При выборе цвета необходимо учитывать не только общепринятые правила, но и индивидуальность ребенка, его темперамент и мировосприятие. Выбирая цвет для детской комнаты, необходимо узнать о цветовых вкусах своего ребенка, т. к. они отражают его эмоциональные потребности.
Цветовые асоциации детей со временем меняются. В младшем возрасте (примерно до 8 лет) они отдают предпочтение открытым сочным цветам (красному, пурпурному или розовому). От 9 до 11 лет превалируют оранжевый, желтый и зеленый. После двенадцати самым любимым цветом, как правило, становится синий.
Кроме того, при выборе цветового решения нельзя не учитывать такие факторы, как ориентацию и освещенность помещения, цвет мебели, а также общее цветовое решение дома. Цветовая гамма детской может быть организована двумя основными приемами. Первый заключается в сочетании близких по тону неярких цветов. Основные поверхности (стены, потолок, пол) — самого светлого оттенка, а мебель — чуть темнее. Второй прием основан на гармоничном сочетании контрастных цветов. Однако не рекомендуется использовать слишком контрастные, авангардные сочетания, которые могут оказать негативное воздействие на психику ребенка. Самое главное, чтобы цветовая гамма, независимо от выбора решения, создавала у ребенка ощущение уюта и тепла.
Цвет мебели в детской комнате (особенно письменного стола) должен быть по возможности нейтральным. Наилучшим цветом может быть светлозеленый, который действует успокаивающе.
Не меньше внимания при обустройстве детской комнаты необходимо обратить и на экологическую чистоту используемых отделочных материалов. Поверхности должны хорошо поддаваться уборке, как влажной, так и сухой, быть теплыми, приятными на ощупь.
Стены в детской должны быть ровные и гладкие, т. к. шершавая поверхность может поцарапать ребенка. Для отделки стен чаще всего применяют окраску и отделку обоями. В последнее время все большую популярность завоевали отделочные материалы нового поколения — так называемые хлопковые покрытия. Эти покрытия теплые на ощупь и обладают прекрасными теплоизолирующими свойствами, не говоря уже о 100 % экологической чистоте.
При выборе покрытия не стоит забывать и о любви маленьких детей к разрисовыванию стен. Для решения этой проблемы можно либо в процессе разработки дизайна "заложить" свободную стену и оформить ее специально для рисования, либо использовать моющиеся отделочные материалы.
Пол в детской комнате должен быть не только теплым, но и выдерживать удары, кувыркание и загрязнение красками. Идеальным покрытием, удовлетворяющим всем этим требованиям, может служить ламинированный паркет. Ламинированные полы антистатичны — это важно для здоровья ребенка. По красоте и качеству они ни в чем не уступают паркету, а богатый выбор расцветок, открывает широкий простор для оригинальных дизайнерских решений. В игровой зоне детской комнаты рекомендуется стелить ковер или ковровое покрытие. Лучшие ковровые покрытия обладают многими превосходными качествами: антистатичностью, несминаемостью ворса и невоспламеняемостью. Они пропитаны грязеотталкивающими веществами, легко поддаются чистке, не выгорают на солнце.
Прекрасным полем деятельности для неограниченной фантазии дизайнера может служить пространство потолка. Все зависит лишь от фантазии и индивидуальных потребностей ребенка.
Свет
О том, чтобы маленькому человеку было в детской комфортно, должны позаботиться взрослые. Уют в детской создают правильно подобранная мебель, отделка помещения, любимые игрушки и освещение. Если во "взрослых" комнатах, подбирая осветительные приборы, мы часто руководствуемся эстетическими задачами, то для ребенка во главу угла необходимо поставить удобство и безопасность.
Самым удачным расположением детской комнаты считается восток и юго-восток, поскольку утром, когда малыш встает, солнце ярко освещает комнату и благотворно действует на его нервную систему. Комнаты, выходящие на запад, неблагоприятны, в них складывается неестественный световой режим — по утрам полумрак, а вечером светло и жарко. На северной стороне требуется более яркое освещение.
Для искусственного освещения детской необходим общий потолочный светильник и светильник у изголовья кровати, а с наступлением школьной поры понадобиться местный светильник для занятий. Рекомендации для размещения источников света те же, что и для взрослых. Правильное освещение не должно быть излишне ярким в поле зрения, исключить нежелательный блеск освещаемых поверхностей и в то же время должно обеспечивать достаточную яркость окружающих предметов (включая поверхности стен и потолка), устранять резкие переходы от света к тени, вредные для глаз.
Детская комната предназначена для игр, занятий, отдыха и сна. Ее функции меняются с изменением возраста детей. Освещение должно меняться с возрастом жильца, поэтому имеет смысл заранее предусмотреть возможности конструктивных изменений светодизайна. В дошкольные годы жизни необходимый минимум для детской комнаты — потолочный светильник и светильник у изголовья кровати. Обязательно должна быть центральная люстра — ее свет наиболее благоприятен для глаз. Нужны светильники со спокойным и равномерным распределением света, а лампы — с хорошей цветопередачей. Ажурное стекло или хрусталь не подойдут — они дают дополнительные блики, а это создает излишнюю нагрузку для глаз. Поэтому оптимальный вариант освещения — довольно большой плоский плафон в центре потолка с не слишком сильной матовой лампочкой, дающей рассеянный свет. Хороший вариант — точечные галогенные лампы, которые дают яркий, но не слепящий эффект (они особенно удобны при подвесных потолках). Лампы дневного света специалисты применять не рекомендуют из-за того, что они вызывают утомляемость и раздражительность.
Необходим небольшой ночничок у кроватки (желательно с регулируемой яркостью света), чтобы ребенок не боялся засыпать. Это может быть переносная лампа-"прищепка" на гибкой ножке, позволяющая отвести свет от лица ребенка.
Ребенок идет в школу, и многое в его жизни меняется, он проводит больше времени за столом. Общеизвестно, что свет должен падать слева и спереди. Максимального использования дневного света можно достичь, если придвинуть стол к окну. Но довольно часто школьнику приходится выполнять домашние задания вечером при свете лампы. Стоять она должна в левом переднем углу, обязательно с абажуром, чтобы глаза были защищены от прямых лучей. Удобна лампа на гибкой ножке, так как ее положение можно регулировать в соответствии с ростом ребенка. Можно над рабочим местом ребенка с левой стороны стола прикрепить настенную лампу на шарнирных кронштейнах. Ее абажур из непрозрачного материала должен давать узкую полоску света, сосредоточенного на рабочем месте. Не следует использовать лампочки мощностью выше 60 Вт. Ослепительный поток света, отраженный белой поверхностью бумаги, утомляет глаза и портит зрение. Чтобы избежать вредных для глаз резких переходов от ярко освещенных участков к затемненным параллельно с настольной лампой можно включать и общий рассеянный свет.
Если ребенок любит почитать лежа, надо будет подобрать удобный светильник — это может быть настенная лампа на кронштейне. Возможен и другое решение — использовать подвесной светильник комбинированного освещения, который за счет длинного шнура можно подвешивать в различных участках потолка, направляя по желанию свет на стол для занятий, в зону игр, на кровать.
Безопасность — важнейший фактор, которым нужно руководствоваться при оформлении детской комнаты. Пусть в ней не будет ничего, что может привести к несчастью. Главное и очень простое правило при установке освещения — светильники должны быть недоступны ребенку, чтобы он не потянулся однажды выкручивать патрон, рассматривать устройство лампы. Лучше не использовать переносные настольные лампы, их легко опрокинуть. Вместо этого можно повесить на стены светильник на длинных кронштейнах или висячую лампу, перемещающуюся в горизонтальном направлении. Снабженная длинным шнуром, она может использоваться и в качестве местного источника света над столом, в уголке для игр или у постели ребенка.
Штепсельные розетки ставятся в места, не доступные для детей. Если же ребенок может дотянуться до розеток, их можно закрыть специальными пластиковыми крышечками. Есть розетки повышенной безопасности, предназначенные к использованию там, где есть дети. Специальные шторки надежно закрывают контактные гнезда от проникновения в них посторонних предметов, разблокировка розетки возможна только путем введения в нее вилки. Все провода должны быть надежно скрыты.
Выключатель в детской лучше всего разместить на высоте 90 см. от пола. В этом случае ребенок сможет включать и выключать свет самостоятельно.
Неправильно подобранное освещение может сильно испортить зрение или даже расстроить психику ребенка. В зависимости от возраста дети проявляют ярко выраженные цветовые пристрастия, отдают предпочтение сочным открытым цветам, необычным геометрическим формам. Необходимо учитывать это, тем более что большой выбор люстр и светильников для детских комнат упрощает задачу. Всегда можно придумать что-нибудь необычное. Пусть этот маленький мир украсят веселенькие лампы, бра и абажуры из разноцветного материала с персонажами из популярных детских мультфильмов, с разными мишками и зайчиками, которые наверняка порадуют вашего ребенка.
Детская ванная и санузелПерсональная ванная и санузел комната, как и изолированное пространство в доме, — это жизненная необходимость для формирования личности ребенка и комфортной и полноценной жизни. Именно в детстве в числе других закладываются и культурно-гигиенические навыки. А удобный и красивый санузел сделает водные процедуры особенно приятными для малыша, подростка. Однозначных рекомендаций по обустройству детской ванной комнаты нет. Существенную роль в этом вопросе играют возраст ребенка, количество квадратных метров, материальные возможности семьи. Для тех, кто может подарить своему ребенку настоящий детский санузел, рынок предлагает специализированные коллекции оборудования и керамики, с некоторыми из которых вы можете познакомиться.
Некоторые коллекции изначально предназначалась для детских учреждений, но теперь с успехом используется и в частных домах. Такие коллекции включают в себя унитаз трех типоразмеров для детей разного возраста: от 3 до 7 лет, от 7 до 11 лет, и от 11 лет. Умывальники не только оригинальны с точки зрения дизайна, они и функциональны: в углубления-кармашки можно класть мыло, зубную щетку и прочие средства гигиены. Умывальник может быть дополнен полу- или полным пьедесталом.
Иногда к коллекции прилагаются также красочные аппликации, которыми дети могут украсить плитку, шкафчики, сделав помещение еще более нарядным. В дополнение также можно приобрести яркие кабинки, с помощью которых можно зонировать пространство, например, отгородить унитаз.
Далеко не все родители, имея возможность обустроить отдельный санузел для любимого ребенка, спешат купить невысокий унитаз, раковину опустить ниже, обставить помещение миниатюрными шкафчиками, использовать плитку с детской тематикой. И это понятно — цены сопоставимы с "взрослой" ванной, а дети растут быстро, и в скором времени детская ванная станет маловатлй. Для родителей, которые готовы идти на расходы, но с учетом интенсивного роста ребенка, некоторые фирмы предлагают следующее решение проблемы: они разрабатывают гибкую скоординированную коллекцию детской ванной комнаты на вырост.
Малыш будет расти, настанет день, когда необходимость в подставке под ноги исчезнет, и тогда она трансформируется в дверку тумбы с полотенцедержателем. Цветные вставки полочек заменятся на нейтральные, забавный детский смеситель сменит обычный. Придется только заменить маленький подвесной унитаз стандартным, но благодаря системам инсталляции, сделать это будет относительно несложно.
Есть и адаптируемые варианты. Если, например, площадь позволяет создать три санузла: родительский, детский, гостевой, а в семье планируется только один ребенок, то детская ванная может обустраиваться как полноценная ванная. В таком случае выбирается сантехника стандартных размеров и адаптируется. На унитаз ставится удобное детское сиденье-креслице, под унитаз — устойчивый яркий ступенька-кубик, позволяющий без усилий садиться на унитаз. Точно такой же кубик появляется возле умывальника.
Иногда просторная ванная комната решается как семейная, в которой малышу или малышам отводятся подчеркнуто личные места.
В детском санузле используются не только яркие аксессуары (в том числе и текстильные), смесители с цветными вставками, но и соответствующая керамическая плитка. В создании интерьера плитке с ее неограниченными возможностями комбинирования, цветовым многообразием вообще отводится первостепенная роль. Существуют также и сюжетные керамические панно.
Удачными бывают решения, когда по цветовой гамме санузел является продолжением детской комнаты.
Если детская ванная комната или собственное место во взрослой сделаны с любовью и грамотно, она обязательно станет притягательной для ребенка, станет частью его волшебного мира. Играя у воды, он будет закаляться, развиваться и расти.
Дошкольная детская
Психологи и врачи советуют выделять детскую уже для ребенка старше двух лет. Это способствует развитию в нем самостоятельности и даже сосредоточенности, когда "посторонние" люди в комнате не рассеивают его внимание.
Собственная комната подрастающего ребенка — это место, в котором ребенок находит на необходимое время покой и изоляцию от других членов семьи, а также от семейных проблем, которые его не касаются. Потребность в периодическом обособлении является очень важной и необходимой в формировании здоровой психики ребенка.
Оборудуя детскую комнату, следует учитывать, прежде всего, интересы самого ребенка: как бы вам самим ни нравилась увиденная где-то мебель, но стоит взглянуть на нее с точки зрения удобства и безопасности для ребенка. Надо убедиться, что материал, из которого она выполнена, соответствует экологическим и гигиеническим нормам. Важно также, чтобы мебель было легко содержать в чистоте: чехлы с мягкой мебели можно стирать, а корпусная мебель допускала влажную уборку. Кроме того, мебель должна быть достаточно прочной к ударам и царапинам. Ведь, играя, ребенок не думает в первую очередь о сохранности мебели, и чтобы не упрекать его в неаккуратности, следует лишний раз подумать, выбирая мебель для дошколят.
То же самое относится к обоям, покрытию пола, шторам и коврам. Если вы боитесь, что ребенок не будет достаточно бережно к ним относиться, лучше сразу купить то, что можно легко заменить, отмыть или выстирать.
Еще один важный момент: ваше чадо должно любить свою комнату, а для этого, оформляя ее, стоит привлечь и дизайнерские способности самого хозяина комнаты, или уж, по крайней мере, прислушиваться к его мнению.
Оборудуя детскую, необходимо помнить, что комната не должна быть перегружена мебелью, а ее габариты должны соответствовать возрасту ребенка. Если вы не намерены менять мебель часто, стоит отдать предпочтение "растущей" мебели, которую за счет подъемных и раздвижных механизмов можно трансформировать соответственно росту ребенка.
До тех пор, пока ваш ребенок не пошел в школу, его занятия — сон, еда и игра. Поэтому состав мебели в комнате может быть минимальным: кровать, шкаф для одежды, шкаф для книг и игрушек, стол и стулья или детские кресла. Середину комнаты лучше освободить от мебели, обеспечив место для игр.
В шкафу, расположенном в детской, стоит хранить только ту одежду, которой ребенок пользуется в данное время года, а остальную лучше убирать в общую гардеробную комнату.
Решить проблему хранения детских игрушек помогут ящики, задвигаемые под кровать, невысокие, но емкие комоды со множеством ящиков или даже настенные карманы из плотной ткани для игрушек. Хорошо в комнату для дошкольников поставить ящики "универсального назначения", цветные и яркие, они как кубики детского конструктора могут быть составлены ребенком в стеллаж или скамью. С одной стороны, ребенок выступает в роли дизайнера собственного интерьера, а с другой — эти ящики еще и дополнительное место хранения всяких мелочей.
В детских для дошколят особые требования предъявляются к полу: он должен быть гладким, теплым и легко мыться — этот может быть паркет, ламинат или качественный утепленный линолеум. В игровой зоне пол можно застелить ковром, который легко можно стирать или чистить, на него положить несколько ярких подушек разной формы или поролоновый матрасик в чехле.
В детской для дошкольников есть две основные зоны: для игр и для сна. Игровую зону в детской лучше расположить у окна — она должна быть хорошо освещена естественным светом. А вечером стоит использовать спокойный рассеянный свет, но достаточно яркий, чтобы ребенку не приходилось напрягать глаза.
В игровой зоне надо поставить небольшой стол, стулья или детские кресла из яркого пластика, можно повесить доску для рисования, шкафы или стеллажи для игрушек и книг.
А спальную зону располагают в глубине комнаты, оборудуют ее кроватями. Если ребенок живет в комнате с братом или сестрой (а до шести лет разнополые дети вполне могут жить вместе), то кровати обычно, в целях экономии места, выбирают или двухъярусные или задвигающиеся друг под друга.
В этой же зоне, рядом с кроватями ставится и шкаф для детской одежды. В зоне сна стоит предусмотреть локальное освещение у каждой кровати и ночник (есть дети, которые в полной темноте плохо засыпают).
Комната для детей требует в оформлении соблюдения некоторых правил. Нельзя, например, зону сна насыщать яркими бодрящими красками: сочно-алым, ярко-оранжевым или палящим желтым. Цвета должны быть не блеклыми, но и не очень яркими. И чем младше ваш ребенок, тем быстрее его психика устает под воздействием насыщенных возбуждающих цветовых сочетаний. Не должно быть там и больших площадей темного цвета: темных обоев, черной мебели, которые могут угнетающе действовать на психику ребенка. Контрастные сочетания, которые взрослым часто нравятся, например, черный с белым и красным, детей тоже утомляют быстро.
Цветовая палитра обстановки детской должна быть светлой, лучше пастельных тонов: светло-желтые, бледно-розовые, нежно-голубые или зеленоватые стены, но с отдельными яркими включениями — пятнами. Такими пятнами могут быть яркие подушки на кровати, крупная насыщенного цвета игрушка на стене, картина, ковер или рисунок.
Если ребенку будет комфортно в созданной вами для него комнате, он ее полюбит, значит, у него будет свое место для расслабления, отдыха и занятий.
Комната для взрослеющего ребенка
От 14 и старше — это период жизни, когда ребенок превращается во взрослого человека. Меняется все: взгляды, вкусы, представления о мире… Пришла пора отрочества. Старая уютная детская с обоями в цветочек и веселенькими занавесками кажется теперь немножко наивной и смешной. Самое время подумать о новом жизненном пространстве.
Особенность "повзрослевшей" детской в том, что в одной комнате, часто небольшого метража, необходимо оборудовать несколько функциональных зон: спальную, учебную, игровую, гардеробную. Собственно, комната обставляется примерно также, что и квартира в целом. Задача взрослых — правильно выбрать мебель и тщательно продумать схему ее расстановки, так чтобы пространство не выглядело чересчур загруженным.
Интерьер комнаты тинэйджера, студента — тема достаточно специфическая. Считается, что хозяин или хозяйка забегает в нее на пару часиков прикорнуть между библиотекой и дискотекой, и время от времени заваливаются шумные компании. Однако студенты сейчас не те, что прежде. Они больше знают, больше могут и, главное, больше хотят. Стараются сделать свое жилье настолько удобным и красивым, насколько позволяют им их финансовые возможности. Обычно ситуация выглядит так: в комнате не хватает места, бюджет пока ограничен, а требования к эстетике и качеству быта уже возросли.
Какой бы вариант обустройства не был выбран, в нем должен присутствовать вышеперечисленный набор зон.
Спальное место в детских для школьников очень часто представлено раскладным диваном, который ночью превращается в спальное место. Однако у всякой системы "два в одном" есть свои недостатки. Необходимость ежедневной трансформации дивана, собирания постели доставляет определенные хлопоты. Может быть, лучше отдать предпочтение стационарной кровати с ортопедическим матрасом, обеспечивающей здоровый сон и правильную осанку. Рынок предлагает композиции, в которых кровать закатывается под подиум, а на нем размещается рабочее место со столом, стеллажами и шкафами. Ощутимо экономит пространство композиция на два спальных места, кровати в которой имеют разную высоту, и могут легко закатываться одна под другую. Кровать лучше отгородить в уютной нише, разместить над ней светильник, мощность которого позволяла бы читать.
Зона хранения вещей может не иметь локального расположения, присутствуя в любой из других зон — учебной, спальной или игровой. Чаще всего шкафы разного функционального назначения формируются в единую модульную систему. Здесь должно хватить места и для книг, и для музыкального центра, и для конспектов, и для комнатных растений. Обычный платяной шкаф может уже и не вместить всего необходимого, поэтому не помешает кладовая или мини-гардеробная. Стеллажи и шкафы чаще всего располагаются в учебной зоне, обеспечивая доступность литературы и массы других необходимых принадлежностей. Стеллаж с открытыми полками замечательно зонирует пространство и, что немаловажно, пропускает дневной свет.
Учебная зона. Под нее отводится самое светлое место в комнате. Нужно проследить, чтобы "кабинет" со столом и вместительными стеллажами был оборудован по всем правилам научной организации труда. Подростку уже неудобно за детским столиком. Есть модели детских офисных систем, которые способны вырастать во вполне "взрослые" стол и стул, регулируются по высоте, оснащены мобильной столешницей, способной подниматься, менять угол наклона. К такому столу могут прикрепляться выдвижные ящики, полки для дисплея, клавиатуры, книг и дискет. Понятно, что современный подросток жизнь без компьютера сочтет неполноценной. Постарайтесь установить монитор правильно и по возможности сократите время пребывания ребенка возле него.
Зона отдыха — отнюдь не излишество. Много занимаясь и уставая, ребенок должен иметь место для отдыха. Например, небольшой уютный диван с низким столиком необходим, чтобы ребенок мог отдохнуть днем и принять своих гостей. Но диван или пара кресел в детской, где уже есть кровать, — явление крайне редкое.